Тим-билдинг: построй свою компанию

Статья о тим-билдинге, опубликованная в газете «Ваш тайный советник» по мотивам интервью с руководителем компании «Тим Билдинг Клуб», февраль 2007. Автор статьи - журналист Михаил Кондратович. Обращаем ваше внимание, что данной статьей автор выражает свое частное мнение и восприятие.

Тим-билдинг: построй свою компанию

Здесь мнения расходятся. Кто-то говорит, что это было придумано в качестве средства психологической помощи ветеранам Вьетнама. Эти парни вернулись с войны и в обстоятельствах мирной жизни чувствовали собственную беспомощность и ненужность. Парней нужно было вытащить из депрессухи и состояния полной потерянности. Так появился так называемый «веревочный» курс, легший в основу тим-билдинга.

Японская мать

Впрочем, мнения действительно расходятся. По другой версии (которая нам представляется наиболее вероятной), модная нынче область человеческой деятельности – тим-билдинг (командообразование по-русски) – родилась благодаря японцам. Ох уж эти японцы! Выстраивая собственные взаимоотношения с внешним миром по канонам дзен-буддизма, они с легкостью завоевали земной шар, бесспорно став финансовыми и технологическими лидерами цивилизации. Появившись в 60-х годах на американском рынке, они полностью перевернули представления американцев (а впоследствии и всего мира) о такой сложившейся и привычной вещи как взаимоотношения внутри рабочего коллектива. Американцы довольно быстро просекли, что прежние нравы, предполагающие некий эгоистический карьеризм и восхождение вверх по головам и трупам собственных коллег для бизнеса в целом губительны; общее дело при таком подходе превращается в реализацию комплексов одной амбициозно настроенной особи. Так японские принципы командного подхода и корпоративной философии были взяты на вооружение, и американцы (а следом и весь мир) с криком «наму мёхо рэнгэ кё!» ринулись строить здание пресловутых взаимоотношений в рабочем коллективе на фундаменте японского «мы вместе».

Суммировав сказанное, можно вывести: тим-билдинг – это комплекс мероприятий и тренингов, призванный сформировать навыки командного взаимодействия в отдельно взятом коллективе. Но пусть вас не смущает английское название этой отрасли человеческой деятельности. Тим-билдинг имеет явно выраженный восточный разрез глаз. Банзай!

A la Sovetique

Однако, как свидетельствует вся человеческая история, все новое – (и далее по тексту). «Чуждые» нам японско-американские веяния на поверку оказываются совершенно не чуждыми. Не тим-билдингом ли занимались мы, когда в советские времена всей конторой выезжали в поля «на картошку»? Или когда взмыленными клячами несясь по раздолбанной лыжне проклинали пресловутый День здоровья, а после, выиграв командное первенство у соседнего НИИ, с удовольствием опрокидывали дежурную стошечку и огурчиком ее солененьким облагораживали? Уверяем вас – это был неосознанный тим-билдинг, он родимый, и даже пролетарская кепочка набекрень не помешала бы нам узнать «брата Колю».

Николай

Свое дело Николай начинал в 2003 году. Тим-билдинг тогда уже был не новостью, но «предание» было настолько свежо, что объяснить потенциальным клиентам, что же он продает, было сложно. В Москве этот бизнес уже широко шагал по крупным предприятиям, готовым потратить деньги на новомодные прибамбасы. Это называлось инвестициями в персонал, свидетельствовало об устойчивом положении предприятия и сулило его хозяину значительное увеличение производительности труда наемных сотрудников.

Почему же производительность должна была вырасти? Николай так отвечает на этот вопрос: «Однажды в Америке провели исследования о влиянии освещенности рабочего места на производительность работы персонала. На одном из заводов взяли два цеха. В первом цеху освещение оставили на прежнем уровне, а во втором увеличили. Результатом была возросшая производительность труда в цехе № 2. И это было логично. Следующим этапом эксперимента было уменьшение освещенности в подопытном цеху. Уменьшение было произведено до уровня ниже стартового. То, что произошло дальше, логике, на первый взгляд, не поддавалось. Вместо ожидаемого снижения, производительность увеличилась еще больше. Этот феномен смогли объяснить лишь психологи. Они утверждали, что подобный эффект был вызван тем, что рабочие второго цеха расценили проводившийся эксперимент как проявление заботы со стороны руководства и отплатили той же монетой». Вывод очевиден.

Сейчас фирма Николая уже не занимается поиском клиентов. «Все прошлое лето мы работали только с теми клиентами, которые позвонили нам сами, – рассказывает он. – Заказов было столько, что пахали на пределе собственных физических и организационных возможностей. Сработал принцип сарафанного радио: мы проводили мероприятие, заказчику нравилось, и он рекомендовал нас другим. На сегодняшний день я не могу назвать второй такой питерской фирмы, которая обладала бы настолько же солидной клиентской базой. Пожалуй, в Питере мы самые крупные. И клиентов своих любим искренне».

Колхоз – дело добровольное

О деятельности своей фирмы Николай говорит с удовольствием, но временами подчеркивает, что многого рассказать не сможет, ибо – ноу-хау. Утверждает, что конкуренты под видом заказчиков названивают с завидной регулярностью и просят прислать им предложение, содержащее описание мероприятий и цены. Однако «засланных казачков» распознают быстро – для этого достаточно пробить по базе реальность существования заявленного предприятия или просто сверить по «Желтым страницам» номера телефонов на соответствие. Какие же именно услуги оказывает фирма Николая? Вот как он сам рассказывает об этом: «Мы разрабатываем и проводим мероприятия, направленные на повышение лояльности персонала к компании. Ничего назидательного. Просто в один прекрасный день в компании заказчика объявляется: «Господа, в выходные мы все едем на джипах на развалины крепости, где будем искать клад». И, действительно, сотрудников на джипах привозят на развалины, и они там действительно ищут клад. В общем, можете считать это разновидностью корпоративной пьянки в стиле «adventure».

Однако, в развлекательный фантик завернута не простая конфета. Суть происходящего сводится к тому, что клад невозможно найти, не выполнив целый ряд заданий, которые выстроены по принципу компьютерного квеста – не решив головоломку, нельзя продвинуться на следующий уровень, а обходных путей нет. В таких условиях – максимально приближенных к «боевым» – даже самому отпетому индивидуалисту волей-неволей приходится интегрироваться в команду и существовать в ее интересах.

«При разработке тимбилдинга, мы стремимся минимизировать условности. Поэтому маски слетают мгновенно, – подтверждает Николай. – Возникает осознанная необходимость командной работы».

Естественно, что встречаются люди, которые поначалу настороженно относятся к таким играм. Николай говорит, что настоятельно рекомендует заказчикам не насиловать на сей счет персонал: если кто-то не хочет, пусть не участвует – колхоз дело добровольное. «Наши мероприятия, – рассказывает Николай, – оставляют массу положительных эмоций; их вспоминают целый год, и на следующий «отказников» нет».

Мао и тим-билдинг – две вещи несовместные

В какой-то момент пришлось сознаться: «Николай, поводом для нашей встречи послужила одна листовочка…» Листовочка эта примечательна во всех отношениях. Она содержит Основные Заповеди некой крупной российской сети универсамов («Начинай и заканчивай свой день с мыслями о том, как улучшить работу Компании. В этом источник твоей силы и свободы».), Утренний Настрой, призывающий сотрудников компании сделать все возможное, «чтобы моя работа становилась проще и эффективнее с каждым днем» и даже Гимн Компании, который сотрудники поют по утрам хором перед началом работы. Даже не обладая ярким воображением, можно представить, как кассиры и продавцы, перед тем как начать обслуживать покупателей, выстраиваются в шеренги и колонны и, приложив руку к сердцу, поют: «Работа нас сплотила / В команде наша сила / Единство наш оплот / Вперед, «*****», вперед / Страна нас ждет, вперед!» Смахивает на китайскую демонстрацию времен Мао Цзе Дуна, собрание евангелистов и сборище зомби из голливудского боевика в одном флаконе. Почему-то после каждой строчки хотелось вписывать «О, аллилуйя!». Или «Аллах-Акбар!».

Николай от смеха держался за живот. Когда отсмеялся, сказал: «Если вы считаете это проявлением тим-билдинга, то у вас извращенные представления. Нормальные тим-билдеры не занимаются разработкой такой ерунды. Такое способно отпугнуть кого угодно. Слава Богу, нам везет на клиентов. Это вполне адекватные, вменяемые люди, которые понимают, чего они хотят. Был, правда, прецедент, когда мне не хватило твердости настоять на собственной правоте, и у клиента появилась возможность изменить концептуально важные вещи. Этот клиент считал, что он лучше меня знает эту область просто потому, что он платит деньги. Результат в итоге вышел отвратительным. И это научило! С тех пор, если клиент пытается внести изменения в принципиально важные вещи, мы рекомендуем обратиться ему в другую фирму. А вообще, если вас что-то напрягло в тим-билдинге – это не вина тим-билдинга; это вина тим-билдера, который не смог правильно простроить программу. Да, мы можем закладывать задания, которые потребуют определенного напряжения физических и интеллектуальных способностей. Но мы никогда не предложим ничего такого, что вы заведомо не в состоянии выполнить. Или, например, мы предполагаем, что это вызовет негатив.

Тим-билдинг против кадрового дефицита

Эффективность мероприятий по тим-билдингу оценить сложно. Николай с этим соглашается. Говорит, что можно, конечно, провести в компании мониторинг, который покажет зависимость количества результативных контактов менеджеров с клиентами от проводящихся мероприятий, но признает, что это будет условностью в чистом виде. Однако, по мнению Николая, тим-билдинг отчасти способен решить проблему кадрового дефицита: «В России, да и везде в мире, – кадровый голод. Вменяемых людей мало. Компании могут годами искать нужного сотрудника. А когда найдут, им придется столкнуться с хэд-хантингом, который стал вполне распространенным явлением. Какая может быть гарантия, что ценному специалисту не предложат уйти в конкурирующую структуру на аналогичную должность, но с повышением оклада? Это может быть только финансовая гарантия. Вы посмотрите, как выросли зарплаты за последние несколько лет. Объяснить этот рост только инфляцией невозможно. Она составляет всего десять процентов в год, а зарплаты растут в разы. Компании не могут бесконечно увеличивать оклады своим сотрудникам, пытаясь привязать их к рабочему стулу рублем. Необходимы иные инструменты. Можем похвастаться, что мы уже сталкивались с прецедентами, когда после проведенных нами мероприятий работники отказывались уходить к конкурентам, мотивируя это тем, что, мол, прибавка к зарплате это, конечно, хорошо, но старый коллектив ценнее и дороже, да и старое руководство производит впечатление нормальных людей».

Откаты не прокатывают

В основном заказчики Николая – это крупные коммерческие структуры. Николай говорит, что эти компании настолько прочно стоят на ногах, что имеют достаточно средств, которые можно вложить в персонал. Из государственных структур к услугам Николая обращалось одно известное Конструкторское бюро. Но, подчеркивает Николай, с государственными структурами сотрудничать сложно: «Наша фирма принципиально не работает с откатами. А госконторы – это зачастую откат. Правда, наши двери, что называется, открыты для всех, но госучреждения и сами к нам редко обращаются».

Главный вопрос

Удержаться от этого вопроса было невозможно.

– Николай, скажите, а необходимы ли ваши услуги в условиях выживания бизнеса?

– Хороший вопрос. Где-нибудь в 90-х нас с нашими услугами отправляли бы как можно дальше, потому что свободных денег не было. А сейчас, когда такие деньги есть, почему бы их не инвестировать в персонал? Людям ведь приятно будет. А если им будет приятно, то они отплатят тем же.

Михаил Кондратович